ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 09:56

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:35
Раздел: Общество

Наш великий Чынгыз, или Ода о человеческом духе

Кыргызское слово

В Библии говорится говорится: «В начале было слово».

Это означает обращение к Богу через слово. Если в человеке нет слов и веры, то значит, в нем нет и самого Бога. Только слово может пробудить что-то в человеческой душе.  Кыргызы — один из редких народов, которые трепетно и глубоко относились к величию слова. Вся жизнь кыргыза связана со словом или песней. Рождается ребенок — его мать поет колыбельную, а аксакал напутствует младенца благословением. Детство и юность ребенка родители защищают от злых духов заклинаниями и заговорами. Женитьбу сына празднуют обрядовыми, любовными песнями. Весной на посеве кыргызы поют песню о труде и будущем урожае. Покидающего мир человека провожают кошоком — прощальной песней. Удивительно, но наши предки с помощью слов могли вызывать или прекращать дожди и умели молитвами влиять на судьбы людей. А кыргызские пословицы, почти как летопись народной мудрости. У нас удивительно певучий народ.

Предки оставили нам в наследство не архитектурные сооружения, подобные Коллизею и Тадж-Махалу, а монументальное творение народного духа и храм национальной души — великий эпос «Манас».

Эпос «Манас» сыграл в сохранении кыргызской нации не меньшую роль, чем Великая китайская стена в сохранении китайского народа. Не раз в долгой истории враги наносили кыргызам поражения. Но дух народа, скрытый в эпосе «Манас», всякий раз возрождался из пепла, как сказочная птица Феникс. Потому что враги не могли изжить самое главное и истребить дух нации. Вся кыргызская культура связана со словом и речью — эпос «Манас» и малые народные эпосы, песни акынов-импровизаторов и макал (народные пословицы). Через народный фольклор говорит сама истина. В этом смысле феномен Чынгыза Айтматова — не случайность, а, скорее, закономерность. Великий писатель не родился в отдельной семье, а явился как сгусток духовной мудрости и словесного творчества многих поколений кыргызского народа. Чынгыз Айтматов принадлежит всем нам, потому что в его произведениях скрыты все сокровищницы кыргызского языка и народной мудрости.

Шекер и Вселенная

Герои Айтматова так же просты и понятны, как наши соседи, друзья или родственники. Это рядовые люди. Айтматов черпал прототипы многих своих героев среди земляков из села Шекер. Через судьбы сельчан писатель раскрыл вечные темы человеческой морали и смысла жизни. В судьбах этих людей он поднимает вопросы общепланетарного масштаба.

И каждый раз, словно медитируя, он заставяет своего читателя осмыслить, пережить и задуматься. Он умеет ранить читателя, а ещё лучше залечивать эти раны. Он помогает нам вспомнить, что за последние пятьсот лет человек достиг небывалых высот цивилизации. А в отношении доброты, нравственности, гуманизма люди оказались очень несовершенны, как и во времена великого У. Шекспира. Мы не знаем, каким станет мир еще через пятьсот лет. Но если человек стремится сохранить жизнь, мир и природу, то он постоянно будет обращаться к произведениям Чынгыза Айтматова. Воспитание доброты и человеческой морали нельзя поручить ООН и МВФ. Только высокое искусство и художественное творение формирует сознание миллионов людей во всем мире. Ведь человек не «политическое» существо, а прежде всего, духовное. Шведские ученые недавно выяснили, что любовь к духовности, музыке, театру и кино значительно сокращает у человека риск онкологических заболеваний.

Айтматов родом из села и, прежде всего,— кыргыз. Блеском ума, ароматом мудрости и сильной интуицией он отражает душу «великих гор и степей». Он евразиец, потому что родом с Востока, но стал личностью с ментальностью западной культуры. Он почитаем как писатель во всех бывших советских республиках. Но еще больше он уважаем и ценим за рубежом. Значит, Айтматов — личность вселенская и принадлежит всему человечеству.

Айтматов — созидатель и объединитель. Его читатели во всех уголках мира, независимо от расовой или религиозной принадлежности, могут с гордостью сказать: «Мой Чынгыз». А ведь не каждый может сказать: «Мой Чингисхан». В этом — отличие культуры от политики, где вторая разрушает, первая созидает.

Один из известных людей сказал, что если какая-то нация не внесла в общемировую сокровищницу свою лепту, то она не оправдала своего существования. В этом отношении нам повезло. Во-первых, с эпосом «Манас». Во-вторых, с Айтматовым.

Протест писателя

ХХ век останется в истории столетием жестоких войн и огромных человеческих жертв. И литература не могла с этим мириться. Известно немало писателей, отразивших в своем творчестве тему войны: Эрнест Хемингуэй, Михаил Шолохов и Виктор Астафьев. Вместе с Расулом Гамзатовым, Кайсыном Кулиевым, Давидом Кугультиновым, Валентином Распутиным и другими Чынгыз Айтматов представляет великое послевоенное поколение, отразившее в творчестве драматичность своего времени.

Только наш земляк Чынгыз Айтматов сумел настолько глубоко разоблачить жестокую и бесчеловечную сущность войны. В диалоге Толгонай с Матерью-землей он передал плач всех матерей в истории планеты, которые потеряли своих близких и детей в огне войны. Его повесть «Материнское поле» — протест всех матерей мира против насилия и войны. А в историях об Едигее, Сейде, Жамиле и Данияре он утверждает неизбежное торжество жизни над смертью, любви над ненавистью. Все они просто порядочные и честные люди, которые ощущают себя частью нации и несут огонь человечности, чтобы она не угасла совсем. Их стремление и трудолюбивая душа, человеческая ответственность выше, чем любые идеологические и политические амбиции какого-либо режима или страны. И на их простых и хрупких плечах держится земля.

Главным предметом художественного исследования великого писателя является душа человека, его величие, благородство, искренность и нравы. И его раздумья — о жизни и смерти, о любви и ненависти, вообще о смысле цели жизни. Он описывает несгибаемый дух простого человека, идущего на богатырские поступки, его стремление нести добро туда, где ненависть, дарить прощение вместо враждебности, говорить правду там, где есть сомнения, возбуждать надежду там, где царит отчаяние.

Чынгыз Айтматов раскрывает духовную созерцательность кыргызов и их философию сохранения человеческого рода во имя любви, милосердия и сострадания. Ирония судьбы в том, что его произведения больше всего в мире читают в Германии, хотя во время войны немцы сами были оккупирующей стороной, от которой мы оборонялись.

Кыргызским читателям более близка ранняя проза Айтматова — «Джамиля», «Первый учитель», «Материнское поле», «Лицом к лицу», «И дольше века длится день», чем поздние интеллектуальные романы «Тавро Кассандры» и «Вечная невеста». Это похоже на то, как для выходцев из села запах диких цветов приятнее, чем аромат цветов, которые вырасли среди асфальта.

Словно нейрохирург, через чудодействие слов Айтматов действует на тайные струны человеческой души, как Микеланджело, который умел извлекать редкую красоту даже из остатков мрамора. Например, «Джамиля» — это сама по себе поющая музыкальная поэма о любви.

С откровенностью автопортрета рисует Айтматов человека со всеми достоинствами и недостатками: бескорыстием и скупостью, справедливостью и эгоизмом, жестокостью и жадностью, невежеством и любовью.
Он не устанавливает универсальных правил жизни. Каждый его герой сам находит свой путь, свое жизненное кредо. Айтматов оставляет нам выбор, по какой дороге идти. Своей исповедью просто учит нас любить. Любить своего ближнего, свой язык, свою природу и свою Родину. И пробуждает чувство собственного достоинства. Ведь только духовность несет мощную созидательную силу.

Мать-природа

В своей философской концепции Айтматов выступает как защитник земли и природы. До сих пор ни кем не раскрыта тайна: кто правит миром — Бог, Разум или какая-то Тайная сила. Если Бога нет, то нет и рая. Если миром правит Разум, то почему развитие знания принесло человечеству не мир и гуманизм, а борьбу и разрушительную агрессию? Чынгыз Айтматов делится с нами открытой им истиной. Людям не дано переделать планету. Зато можно воспитать самого человека, его совесть, разум и нравы. Главное наследство в этом мире — не богатство, не солнце и даже не земля, а слово. Бог обращается к человеку через слово. Значит, прежде чем защищать планету, человек должен возродить духовность и защитить слово.

Даже если исчезнет какая-та птица из Красной книги, это, в конечном счете, отразится на природе. Возможно, через 100 лет или через тысячелетия. А если исчезает слово — это неминуемо отзовется на сознании и интеллекте людей.

В отношении общепланетраных проблем есть притча. Встречаются как-то две планеты и заводят разговор.

— Как твои дела?

— Всё прекрасно, я полна сил, энергии, желания жить. А как у тебя?

— А у меня неважно. Люди не дают мне покоя, причиняют боль и страдания.

— Да и у меня были такие проблемы, но я от них уже избавилась.

То есть животные, герои произведений Айтматова Гульсара и Каранар, Ташчайнар и Акбара, Мать-Олениха и Жаабарс имеют право на жизнь, как и люди.

Своими произведениями Айтматов призывает людей не испытывать терпение природы. Поднимая общепланетарные проблемы, он невольно доказывает, что принадлежит даже не нашему времени, а одновременно всем историческим эпохам.

Квинтэссенция

Мы, кыргызы, можем гордиться, что мы нация с великой историей.

Что мы родом с великих гор.

Что мы родом с Иссык-Куля. Нет красок и слов, способных описать его красоту.

Что мы можем сказать гордо: «Мы родом из Кыргызстана — Родины Чынгыза Айтматова».

Через Айтматова мир признал нас. ЧЫНГЫЗ АЙТМАТОВ, пожалуй, то единственное имя, которое можно поставить рядом с именем КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Резюмируя произведения Айтматова, можно получить следующую квинтэссенцию или своеобразный айтматовский кодекс жизни.

1. Бережно относиться к природе, чтобы не «падали горы».

2. Беречь мир, чтобы продолжать жизнь на земле.

3. Беречь свою доброту и гуманизм, чтобы в любой ситуации сохранить человеческий облик и не превратиться в животное.

4. Беречь Родину, ибо человек без Родины — «манкурт», никто.

5. Беречь любовь и свободу, без которых человеческий мир не может быть полным.

Он говорит об этом не так открыто. Он просто приводит к этой мысли и заставляет нас, читателей делать свои выводы.

Сегодня произведения Айтматова стали культурным брендом страны. Если кто-нибудь хочет лучше узнать нравы кыргызов, то ему надо прочесть произведения Айтматова. Если человек хочет узнать философию кыргызов, то ему нужно изучить творчество Айтматова. Если кого-то интересует дух кыргызского народа, то проникнуться им можно через книги Айтматова.

После крушения социализма и развала Советского Союза многие изданные в нем книги оказались невостребованными, поскольку были написаны в идеологизированных канонах. Но Айтматов сегодня востребован как никогда. Значит, триумф Айтматова продолжается.

У кыргызов принято навещать больного, чтобы сказать ему самые теплые слова. И эта статья — наше послание Чынгызу Айтматову с пожеланиями скорейшего выздоровления и возвращения на Родину. Мы очень надеемся вместе с ним отметить общенациональный юбилей — 80-летие величайшего кыргызского писателя.
«... Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток...».

Эти слова повторяются в романе Айтматова «И дольше века длится день» как лейтмотив.

Пусть не прекращается караван жизни, и поезда в стране и творчестве Айтматова идут с востока на запад и с запада на восток.

Каныбек Иманалиев,
сопредседатель демократической партии «Туран»

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:00 // Общество
Давайте 8, чего вы мне 5 суете?!
15:50 // Экономика
Революция… налоговая
15:43 // Общество
Массаж — спасение от боли и усталости
15:35 // Общество
Наш великий Чынгыз, или Ода о человеческом духе
15:33 // Общество
К столетию первого министра автотранспорта К.Кольбаева
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg