ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 19:46

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:52
Раздел: Политика

Чемпионат упущенных возможностей

Что делает политик, когда заканчиваются выборы? Видимо, начинает готовиться к следующим. Близится 2010 год, на который в Кыргызстане намечаются очередные президентские выборы. С каким политическим багажом пришли к середине 2008-го лидеры, заявлявшие о президентских амбициях весной и летом 2005-го? Некоторые из них позже отказались от своих планов, но нас интересует не это. В данном обзоре нет кандидатов, которые участвовали в избирательной гонке, но набрали небольшой процент голосов. Речь о политиках, каждый из которых, на наш взгляд, в 2005 году мог привлечь на свою сторону не менее 5% избирателей Кыргызстана. За три года, прошедших после президентских выборов, большинство из них терялось, а не обретало популярность. Отсюда название обзора: «Чемпионат упущенных возможностей». Чем больше политического авторитета израсходовано каждым политиком, тем выше его место в данном чемпионате. Однако если оценивать их шансы на победу в 2010 году, то данный список стоит развернуть в обратном порядке.

№ 1. Феликс КУЛОВ

Весной 2005 года многим казалось, что наступает его время. Он вышел на свободу, его оправдал Верховный суд. Впереди президентские выборы — и… Он отказался участвовать в них и поддержал Курманбека Бакиева. Был ли он прав в этом решении — судить ему, а не нам. По его словам, речь шла о единстве и мире в стране. Политик, жертвующий карьерой ради такого, достоин восхищения. И став премьер-министром, Кулов не утратил доверия народа. Доверие таяло постепенно... Сначала оттого, что генерал превратился в послушное орудие власти. Потом оттого, что с неуместной и запоздалой обидой выступил против нее, обвинив в коварстве и грехах.

Теперь Феликс Кулов просится на прием к президенту, чтобы с признательной улыбкой получить его благословение и возглавить несуществующую Дирекцию по развитию малой и средней энергетики. После этого даже самые терпеливые и верные сторонники генерала не смогли скрыть своего разочарования. Если судить по оценкам прессы, то выходит, что очередное начинание «железного» Феликса вызывает оптимизм только у него самого. Ему стоило выступить с этим проектом немного (вернее, намного) раньше. Например, когда он еще возглавлял правительство…

И проблема вовсе не в том, что пост премьер-министра давал больше возможностей для реализации этого плана. Гораздо важнее то, что в августе 2005 года за него голосовали 55 депутатов парламента. Это было то доверие, которого он не смог удержать. Ведь в январе 2007 года за него отдали голоса всего 25 народных представителей. А сохранись тот созыв от роспуска, теперешний «народный генерал» едва ли набрал бы в его рядах даже десяток сторонников. В 2005 году Феликс Кулов был одной из двух ведущих фигур в кыргызской политике. За его спиной реально стояло до половины из 89% избирателей, поддержавших тандем на президентских выборах.

Начни он свой проект развития малой и средней энергетики с первых дней премьерства — и вся страна до последнего человека болела бы за него. С его тогдашним авторитетом и электоральной поддержкой он мог не бояться заговоров и интриг. Запущенный Куловым и поддержанный обществом проект возрождения экономики через малые и средние ГЭС не смогли бы остановить ни президент, ни парламент. Любая критика генерала со стороны оппозиции или из власти была бы воспринята простыми людьми как преступление против здравого смысла. Никто не дал бы его в обиду. А через год-полтора Феликс Кулов уже мог бы показать народу первые результаты реализации проекта: пару построенных станций и с десяток начатых объектов. Правда, генералу пришлось бы трудиться как рабу на галерах (Путинское выражение). Зато он добился бы успеха. После которого народ не позволил бы ни президенту, ни депутатам отправить его в отставку. Но Кулов пошел по другому пути. Вместо подготовки экономического прорыва он растратил энергию и волю на мелочные и бесполезные дворцовые интриги. Похоже, что он собирался все пять лет ждать очередных президентских выборов, просто сидя в кресле премьера.

Результат не заставил себя ждать. Спустя всего три года Феликс Кулов предстал перед публикой «голым». Но не королем, потому что у короля должны быть престол и держава со скипетром. И не борцом с режимом, потому что годичная командировка в оппозицию между двумя служениями во власти никого не убедила. А просто «голым»: без идеи, без поддержки, без сторонников и без власти.

Если он провалится сейчас, никто даже не удивится. Власти достаточно будет снять его с новой должности с формулировкой типа «вновь не справился с поставленной задачей». И никто не будет просить «Белый дом» дать ему время и шанс довести начатое до конца. Кредита доверия нет. Исчерпан.

№ 2. Адахан МАДУМАРОВ

В мае 2005-го Адахан Мадумаров заявлял о намерении баллотироваться в президенты. И следует признать, что в тот момент он действительно был одним из самых популярных политиков в стране. Который мог, если не победить, то составить реальную конкуренцию любому другому кандидату. Но тогда он отказался от самостоятельной карьеры и перешел в группу поддержки исполняющего обязанности президента Курманбека Бакиева. Каковы политические перспективы Мадумарова теперь, когда он вновь отправился в свободное плавание?

Обойдем стороной перипетии службы Мадумарова в Доме Правительства (должности вице-премьер-министра и государственного секретаря), где он ничем особым не блистал. Настоящий шанс Адахан Кимсанбаевич получил в конце 2007 года, когда власть поручила ему возглавить новый парламент. Но на посту спикера он продержался менее полугода, а точнее пять месяцев (с декабря 2007-го до мая 2008-го).

Сегодня много рассуждают о том, почему Мадумаров потерял должность председателя парламента, кому и почему это было выгодно? Между тем, в тени остается другой, причем не менее принципиальный вопрос — а каким он был спикером? Почему отдал место главы аппарата Жогорку Кенеша своему помощнику, хотя, в общем, понятно (такая теперь традиция). Важнее то, как Мадумаров проявил себя в качестве руководителя законодательной власти и второго по рангу чиновника в государстве.

Прежде всего, надо отметить ярко проявившуюся неспособность объединять различные взгляды и интересы. Он не сумел увлечь коллег за собой, убедить, уговорить и привести к единому знаменателю. Вместо этого Мадумаров только разделял и противопоставлял всех друг другу. Сначала оставил за бортом обе фракции меньшинства (коммунистов и социал-демократов) и этим подчеркнул фактически однопартийную природу нового парламента.

В результате, перед его отставкой «Ак Жол» рассматривал все больше вопросов в гордом одиночестве. Коммунисты и социал-демократы даже присутствовать в зале заседаний не хотели. И это, помимо всего прочего, его как торага упущение. Затем Адахан Мадумаров разделил однопартийцев, так и не найдя (а искал ли?) общего языка с лидером собственной фракции. Он оттолкнул от себя всех, кого только можно было оттолкнуть. Да и в роковой перепалке с Эльмирой Ибраимовой моральная правота тоже оказалась не на его стороне.

Другое важное качество политика Мадумарова, раскрытое недолгим опытом лидерства в парламенте — это невероятный формализм. Спикер растратил свой запал, массу энергии и времени на мелкие и далеко не самые важные проблемы. Его крайне беспокоил внешний вид депутатов, министров и сотрудников аппарата парламента. Он обрушивал критику на тех, кто «неправильно» задал ему вопрос или «неправильно» ему ответил. Его волновали пиджаки, рубашки, галстуки и прочие объекты гардероба членов и посетителей Жогорку Кенеша. Со стороны это выглядело так, будто в своей погоне за формальными правилами и требованиями спикер даже не замечал существа обсуждаемых вопросов. Он не смотрел в корень — его интересовали лишь вопросы этикета и субординации (начиная от внешнего вида депутатов заканчивая состоянием парламентских туалетов). Хотя все это, откровенно говоря, уровень комитета по этике и управляющего делами Жогорку Кенеша, а не торага — второго человека в государстве. Лишним доказательством формализма Мадумарова стал «каповый» скандал, приведший к его скоропостижной отставке. Для спикера парламента вопросом чести и государственных принципов оказался внешний вид зала заседаний, а не содержание происходящего в нем процесса.

Учитывая все это, неудивительно, что против отставки Адахана Мадумарова с поста спикера проголосовал всего 1 (!) депутат из 80. Для примера, в 2006 году против отставки по собственному желанию Омурбека Текебаева проголосовали 26 из 60 присутствовавших на заседании депутатов. Никто не утверждает, что Мадумаров пользовался в среде коллег-депутатов в 26 раз меньшим авторитетом, чем Текебаев. Это всего лишь сравнение цифр, которое наталкивает на разные мысли.

До 2005 года Адахан Мадумаров поднимал свой рейтинг политика, критикуя власть. И это у него неплохо получалось. С марта 2005 он сам вступил в ряды власти. И тем сделал обществу большую услугу. За прошедшее время людям открылось много его неизвестных прежде качеств. И теперь они могут судить, каким главой государства мог стать политик, которому нравится читать нотации, разделять, подавлять, лишать слова и выгонять из зала заседаний.

№ 3. Урмат БАРЫКТАБАСОВ

Имя Урмата Барыктабасова появилось не сразу. Сначала был невероятный старт. За пару месяцев 2005 года Движение нового поколения «Мекеним-Кыргызстан» вызвало больший резонанс, чем государственная идеология, стратегии и программы первого президента. По некоторым оценкам, к лету революционного года количество членов ДНП достигло уже 60 тысяч человек. Люди впервые столкнулись с независимой политической организацией, у которой была своя программа социально-экономического развития. А также значительные финансовые средства, позволяющие открывать офисы во всех регионах страны. Что бы ни говорили об этой организации позже, однако в тот момент «Мекеним-Кыргызстан» породила невиданный энтузиазм у широких масс населения. ДНП вело себя почти как государство: помощь школам через закупки и разработки учебных пособий, организация молодежных акций, реклама и своя передача на государственном телеканале, выпуск собственной цветной двуязычной газеты на офсетной бумаге. Это был настоящий бум…

Взбудораженная общественность уже не просила, а требовала назвать имя устроителя и хозяина этого пиршества. Его произнесли: Урмат Барыктабасов. Предприниматель, надолго покинувший Кыргызстан и развернувший свой бизнес за границей (Казахстан, ОАЭ и пр.), он вернулся в страну после свержения президента Акаева. Летом 2005-го этот бизнесмен выдвинулся кандидатом на выборах главы государства. И сразу же стал одним из ведущих претендентов на победу. Благодаря тому, что его детище — «Мекеним-Кыргызстан» стали «раскручивать» в апреле, таинственный бизнесмен опередил всех соперников по времени. Когда парламент только назначил выборы, избирательная кампания Урмата Барыктабасова фактически была уже в самом разгаре. У него появился отличный шанс, … который ломал чужие планы.

Центризбирком республики отказался регистрировать лидера «Мекеним-Кыргызстан» кандидатом в президенты. Официальным основанием для отказа послужили полученные ЦИК сведения, что Барыктабасов является гражданином другого государства (Казахстана). Затем произошел скандально известный митинг его сторонников, требовавших позволить ему участвовать в выборах. Митинг закончился вторжением народа в Дом Правительства (при странном (?) попустительстве правоохранительных органов) и последующим изгнанием демонстрантов с площади «Ала-Тоо».

Эта авантюра подвела черту под недолгой историей Движения «Мекеним-Кыргызстан» и перечеркнула надежды его основателя на президентский пост. В считанные дни офисы Движения в регионах страны были разгромлены, а Урмат Барыктабасов объявлен в розыск. Что толкнуло бизнесмена на такой необдуманный шаг, сказать сложно. С другой стороны, обнаружить принципиальное различие между событиями 24 марта и 17 июня 2005 года не так просто. Разве только уровень организованности двух мероприятий и степень везения их вдохновителей.

За три года, прошедших со дня вынужденной ссылки Урмата Барыктабасова народ успел подзабыть о нем. И это не удивительно, учитывая, что все это время политическая жизнь в стране «била ключом», выталкивая на арену новых героев. Тем более странно, что именно сейчас многие обыватели начали вспоминать опального кандидата в президенты. Почему — сказать сложно. Но это так.

№ 4. Алмазбек АТАМБАЕВ

Алмазбек Атамбаев — заметная в кыргызской политике фигура. Член Союза писателей, удачливый бизнесмен, он еще в 2000 году решил баллотироваться в президенты (и набрал солидные 11%). По этой или другой причине, но его отношения с властью не сложились, и харизматичному предпринимателю пришлось на время покинуть Родину. Вернувшись, он внес свою лепту в свержение первого президента.

Накануне президентских выборов 2005 года он собирался выставить свою кандидатуру, чтобы подстраховать Феликса Кулова. После заключения союзного соглашения Бакиева и Кулова о совместном участии в выборах, такая необходимость исчезла, и Атамбаев снялся с президентской гонки. Тем не менее, в правительстве Кулова его относили к сторонникам премьера (а не президента). Позже пути двух политиков разошлись так сильно, что многие станут спрашивать: «А была ли дружба?». Хороший, кстати, вопрос.

Траектория карьеры Атамбаева в послереволюционный период удивила витиеватостью и странными зигзагами. Сначала он чиновник власти (министр) в команде «Белого дома». Позже Атамбаев становится лидером (сопредседателем) оппозиционного движения. Затем снова чиновник (премьер-министр), но уже в качестве представителя оппозиции во власти (у нас такое бывает). Кстати, сама оппозиция от него в те дни отказалась. После отставки с высокого поста Атамбаев надолго ушел в тень. Возможно, даже до решающего 2010 года.
Сейчас в позитиве Алмазбека Атамбаева — довольно известная партия с парламентской фракцией, обширные (по слухам) связи за границей, относительно неплохие финансовые возможности. В негативе — не совсем понятная политическая позиция. Знакомый таксист прежде постоянно рекламировал Атамбаева, как перспективного претендента на будущее президентство. Теперь он рассказывает клиентам об улыбке и объятиях оппозиционера с президентом. В этих словах нескрываемое разочарование водителя. Он представлял себе другой образ Алмазбека Атамбаева. Такой, за который он был готов не только голосовать, но и ходить на митинги. Раньше был готов. Но не сейчас.

№ 5. Курманбек Бакиев

В 2005 году ему уступили дорогу все ведущие политики Кыргызстана. В одиночном, по сути, забеге он ожидаемо победил. По идее, президентский пост дает ему лучший шанс на повторение своего успеха и в 2010 году. Кто как не действующий глава государства может рассчитывать на победу в президентских выборах (особенно когда речь о Кыргызстане, а не о Соединённых Штатах или Франции)? Но это преимущество статуса. А какие козыри имеет Курманбек Бакиев как рядовой кандидат? В принципе, за него может проголосовать та часть общества, которую страшат не столько тяготы настоящего, сколько неизвестность будущего. Нынешнего президента они уже знают, а его конкурентов пока нет. Поэтому их выбор может последовать пословице: «От добра добра не ищут». Также главу государства должна поддержать и та категория населения, которой прошедшие три года принесли ощутимое улучшение самочувствия и жизненных условий (но каково их общее количество — судить не беремся). Это был позитив. Ведь есть и другая сторона.

Второй президент не стал революционером в лучшем смысле этого слова. В целом он продолжил (в чем-то удачней, в чем-то хуже) политический курс своего предшественника: борьбу с оппозицией в политике; приватизацию и повышение тарифов в экономике; идею «дружбы по всем направлениям» во внешней политике. Он частично сменил кадры, но не преобразовал систему управления. Наше государство, как и прежде, управляется в режиме административно-бюрократического манипулирования.

Глава государства истратил больше половины своего президентского срока. Он опутан предвыборными обязательствами. Политологи, журналисты и общественность откровенно ищут нового национального лидера. В этом факте нет ничего противозаконного, зато есть нечто показательное. Разве в середине первого президентского срока Владимира Путина россияне искали какого-нибудь другого лидера? Нет. Был Путин. Лидер нации не только по должности, но и по реальной популярности. К нему прислушивались. Его любили. Его цитировали. Ему подражали. О нем говорили: «Путин наше всё». Поэтому любые другие претенденты были просто не актуальны. Во всяком случае, никто даже не рассматривал их в смысле национального лидерства.

Наш президент в такого достаточного для нации лидера не превратился. Он возглавил государство. Создал ведущую парламентскую партию. А властителем дум, законодателем политической моды и идейным пионером общества не стал. И, как полагают отдельные эксперты, уже вряд ли станет. Харизмы реформатора и исторического деятеля нет. А без нее доказать избирателю политическую незаурядность за оставшиеся два года будет почти невозможно.

От других кандидатов в президенты 2005 года избиратели еще могут в каком-то смысле ожидать озарения. Может, на главном посту государства кто-то из них сделал бы больше? Может, на предыдущей должности (премьера, спикера) им просто не хватило полномочий для полного раскрытия таланта? Кто знает? Однако к Курманбеку Бакиеву эти аргументы не относятся. Он занимает высший пост в государстве и имеет все мыслимые полномочия целых три года. В общем и целом его политический потенциал раскрыт. Следующие шаги добавят какие-то штрихи, но в целом портрет уже вряд ли изменится. И это портрет политика, а не спасителя. А стране сейчас нужен именно спаситель.

№ 6. Омурбек Текебаев

На президентских выборах 2000 года, набрав 14% голосов избирателей, он занял второе место (а по неофициальным оценкам, Омурбек Текебаев даже превзошел Акаева в первом туре). Всё могли изменить очередные выборы, назначенные на 2005 год. Стань он вторым президентом страны, это было бы, наверное, справедливо. И потому что четырнадцать лет находился в оппозиции Акаеву. И потому что не допускал ничего, что могло скомпрометировать его: участия в коррупции, связей с криминалом, корыстной дружбы с властью.
Революционная волна вознесла на высший пост другого политика, и в тот год Текебаев упустил прекрасный шанс. Он возглавил парламент и стал лучшим (на мой субъективный взгляд) спикером со времен Медеткана Шеримкулова. Текебаев покинул пост спикера для того чтобы спасти парламент от роспуска. Но коллеги-депутаты не согласились отпустить его. Торага пришлось воспользоваться правом на увольнение, которое Трудовой кодекс предоставляет каждому наемному работнику (для сравнения, Мадумарова с поста спикера нынешний парламент «отпустил» практически единогласно). Плюсы Текебаева в качестве торага стали очевидны на фоне того, как быстро сменивший его коллега довел ситуацию в палате до непреодолимого раскола и позорного роспуска.

А бывший учитель тем временем уже возглавил оппозицию. Вместе с соратниками он добился от власти больших уступок. В первую очередь принятия новой (ноябрьской) редакции Конституции. Заработай этот вариант Основного Закона в полную силу, и возврат к президентскому авторитаризму уже вряд ли был бы возможен. Но Конституцию ноября «убили». Правительство во главе с Феликсом Куловым и команда приближенных к «Белому дому» депутатов. В начале 2007 года «народный» генерал будет оправдываться, что не хотел такого развития событий. Но будет уже поздно.

В декабре 2007 года Текебаева и его партию вполне ожидаемо не пропустили в парламент. Да ожидаемо, хотя и вопреки всякой логике и принципу справедливости. Власть не хотела давать своему главному конкуренту парламентскую трибуну, с которой его видела бы вся страна. В преддверии 2010 года «Белый дом» предпочел лишить Текебаева возможности выступать на публике и склонять избирателей в свою пользу.

Главный минус Омурбека Текебаева как кандидата в президенты в том, что он до сих пор не объединил кыргызскую оппозицию. Но, в принципе, это и сейчас не поздно сделать. Тем более что спустя три года после выборов 2005 года все больше людей понимают, что он мог стать неплохим лидером. Тогда избиратели поддержали другого политика, но ведь срок его мандата скоро закончится.

Некоторых могли разочаровать последние неудачи Текебаева. С другой стороны, он не израсходовал главный политический ресурс — доверие народа. Порой ему не везло, иногда он ошибался. Но ни разу не предавал. Единственный из всех кандидатов 2005 года, он не пошел на сделку с собственной совестью или с теми, кого критикует. Поэтому, не смотря на ряд проигранных сражений, его еще рано списывать в запас. Если политик Текебаев сделает правильные выводы из прежних ошибок, 2010 год может оказаться для него удачней, чем несколько предыдущих президентских кампаний.

Н. РАКЫМБАЙ уулу
P.S. Так выглядят текущие результаты фаворитов президентской гонки 2005-го спустя три года. Кто из них выйдет на старт в 2010-м, и какие новички составят им кампанию, мы увидим уже скоро. Забег начнется не через два года. Он начался уже сейчас…

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:00 // Общество
Давайте 8, чего вы мне 5 суете?!
15:50 // Экономика
Революция… налоговая
15:43 // Общество
Массаж — спасение от боли и усталости
15:35 // Общество
Наш великий Чынгыз, или Ода о человеческом духе
15:33 // Общество
К столетию первого министра автотранспорта К.Кольбаева
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg