ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 23:53

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:38
Раздел: Экономика

Редуан Тауиль: «Макроэкономическая политика должна быть гибкой»

Вниманию читателей «ОР» предлагается интервью доктора экономических наук, профессора Гренобльского университета Редуана ТАУИЛЯ, посвященное проблеме жесткой ограничительной денежно-кредитной и бюджетной политики в развивающихся странах. Редуан Тауиль широко известен в академических кругах Франции благодаря своим работам в области теоретической и прикладной макроэкономики. Написанный им учебник «Лекции по макроэкономике» является сегодня бестселлером на французском рынке научной и образовательной литературы. В данном интервью на примере Марокко профессор в доступной форме высказывает мысль, что жесткая ограничительная денежно-кредитная и бюджетная политика не оправдывает себя в странах со слаборазвитым финансовым рынком, большим количеством незадействованных производственных ресурсов (прежде всего, человеческих), огромными инфраструктурными потребностями и высокой уязвимостью по отношению к внешним шокам. Стабилизация достигается слишком большой ценой: вялый рост и высокая безработица.

— С конца 90-х годов экономическая политика правительства Марокко нацелена на достижение макроэкономической стабильности. На чем основывается выбор подобной цели экономической политики?

— Экономическая политика Марокко носит ограничительный характер. Она подчинена двум жестким правилам: обеспечение бюджетного дефицита на уровне 3% и темпа инфляции на уровне 2% в год.


Выбор подобных фиксированных правил ученые, а вслед за ними эксперты и политики, оправдывают необходимостью создания стабильных макроэкономических условий, которые нужны для роста инвестиций, производства и занятости населения.

Суть основного аргумента, выдвигаемого учеными в пользу сдерживания инфляции на низком уровне, заключается в том, что ценовая стабильность позволяет упростить прогнозы частных хозяйствующих субъектов и таким образом облегчить принятие ими правильных инвестиционных решений. Ведь в условиях роста цен многие предприятия стараются не рисковать с вложениями, так как величина их издержек и поведение клиентов становятся плохо прогнозируемыми.

Строгое соблюдение правила сдерживания инфляции на определенном уровне оправдывают тем, что денежно-кредитная политика должна пользоваться доверием у населения. Если предприятия и наемные работники не доверяют национальному банку, им будет казаться, что вероятность инфляции высока. В таком случае предприятия будут заранее повышать цены на свою продукцию и отказываться от инвестиций. Работники будут требовать повышения зарплат и отказываться от потребления товаров не первой необходимости. Всё это ведет к инфляции и замедлению экономического роста. Если же население доверяет Национальному банку, то его инфляционные ожидания будут соответствовать целевому показателю, объявленному этим банком, что позволит ему добиться поставленной задачи.

Что касается правила бюджетного дефицита на уровне 3%, согласно некоторым ученым, его соблюдение должно позволить избежать заимствования государством сбережений населения для финансирования государственных расходов в ущерб инвестициям частного сектора, которые тоже нуждаются в сбережениях населения.

Для того чтобы оправдать политику жесткой макроэкономической стабилизации, правительство прибегает к изощренной риторике. Оно пытается внушить населению, что ограничительная политика, основанная на фиксированных правилах, является единственно правильной, то есть у нее нет никаких альтернатив. Также оно использует известный в риторике аргумент со ссылкой на авторитет. В роли авторитетов, на мнение которых ссылается руководство Марокко, выступают международные финансовые институты, а также различного рода эксперты-технократы, которые, якобы, в силу своей узкой специализации и отдаленности от политики, заслуживают полного доверия. Активно используется пресловутая аналогия между государством и семьей, согласно которой государство, так же как и семья, не должно жить, превышая свои возможности. Для оправдания ограничительной политики также используются различные термины с положительным оттенком (стабильность, оздоровление, равновесие, устойчивость). Такие термины выполняют функцию пропаганды, поскольку в подсознании людей они ассоциируются с чем-то положительным.

— Как оценить эффективность такой политики?

— Она должна оцениваться с точки зрения достижения конечной цели любой экономической политики: экономического роста и сокращения безработицы. Необходимо отметить, что экономика Марокко сегодня находится в двойной ловушке: контр-продуктивное снижение инфляции и рецессивная бюджетная дисциплина. С 1998 по 2003 год наблюдается замедление роста производства, занятости и социального благосостояния населения. Ослабление совокупного спроса, недостаточный уровень частных инвестиций, сокращение государственных инвестиций, массовая безработица, неполное использование производственных мощностей и финансовых ресурсов являются факторами низкого уровня деловой активности.

Эти издержки вызваны политикой неукоснительной ценовой стабилизации. Они указывают на несовместимость между проведением ограничительной денежно-кредитной и бюджетной политики, с одной стороны, и обеспечением положительной макроэкономической динамики, с другой. Опыт Марокко показывает, что первое исключает второе. Неэффективность ограничительной денежной и бюджетной политики заставляет вспомнить театральную пьесу французского писателя Жюля Ромена «Кнок, или Торжество медицины», в которой говорится, что не всегда следует радоваться хорошему здоровью у людей. То же самое можно сказать и по поводу макроэкономической стабильности, которая не всегда является признаком здоровой экономики. Критерии нынешней экономической политики являются жесткими и контр-продуктивными. От них следует отказаться в пользу гибких правил, преследующих цель увеличения экономического роста и занятости.

— В таком случае, как следует относиться к независимому статусу Национального банка?

— Принцип независимости центрального банка был изначально обоснован теоретически. Согласно одной теории, денежно-кредитная власть должна быть отделена от исполнительной власти. Эта теория имеет сегодня огромное влияние на практику экономической политики во многих странах мира. Согласно ей, ради победы на предстоящих выборах политики могут прибегнуть к инфляции, то есть к расширительной денежно-кредитной и бюджетной политике (снижение процентных ставок, увеличение дефицита бюджета за счет повышения зарплат бюджетникам, и т. п.) для снижения безработицы и завоевания симпатий электората. Эта теория полагает, что необходимо выбирать между инфляцией и безработицей. Сокращение безработицы достигается путем увеличения инфляции, и снижение инфляции ведет к росту безработицы. Следовательно, правительство может увеличить денежную массу для борьбы с безработицей. Однако, согласно этой же теории, влияние такой политики на уровень занятости будет временным. Увеличение денежной массы в долгосрочной перспективе не имеет никакого влияния на уровень занятости. Оно ведет лишь к инфляции. По этой причине предлагается отнять у политиков возможность проводить денежную политику и поручить её независимой от правительства структуре.
Независимость Национального банка поднимает вопрос о демократии. Если он не подчиняется правительству, и если последнее выражает интересы избирателей, тогда орган денежно-кредитного управления оказывается в отрыве от интересов населения. Предпочтения Национального банка могут не совпадать с предпочтениями избирателей. Есть мнение, что поручение денежно-кредитной политики органу независимому от исполнительной власти ведет к ограничению демократии, поскольку решения, принимаемые центральным банком, затрагивают интересы всех граждан.

Реформа Банка Аль Магриб (Национального банка Марокко) преследует двойную цель. Во-первых, обеспечение ценовой стабильности посредством установления инфляционного ориентира. Во-вторых, обеспечение финансовой стабильности за счет политики банковского надзора в целях усиления безопасности платежной системы и повышения эффективности банковского сектора.

Если целью денежно-кредитной политики будет оставаться сдерживание инфляции на уровне 2%, следует ожидать сохранение слабого экономического роста. Однако, если органы денежно-кредитного регулирования отдадут предпочтение увеличению занятости, нежели сокращению инфляции, следует ожидать повышение деловой активности предприятий. При обсуждении независимого статуса центрального банка основным вопросом является то, какую цель будет преследовать денежно-кредитная политика. Характер правил, которым подчинена денежно-кредитная политика, играет фундаментальную роль.

— Насколько экономическая ситуация в Марокко нуждается в усилении координации между центральным банком и министерством финансов?

— Существует взаимозависимость между денежно-кредитной и бюджетной политикой. Например, если центральный банк ведет ограничительную денежную политику, вследствие которой растут процентные ставки, следует ожидать увеличение выплат по обслуживанию государственного долга, что приведет к росту дефицита бюджета и его покрытия за счет новых заимствований, которые могут осуществляться путем денежной эмиссии. Другой пример противоречия: если правительство ведет расширительную бюджетную политику, нацеленную на увеличение совокупного спроса, это может повлечь за собой повышение цен, против которого призван бороться центральный банк.

По этой причине сторонники стабилизационной макроэкономической политики считают, что стабилизация цен обречена на провал, если денежно-кредитная политика не сопровождается соответствующей бюджетной политикой. Правительство может принять решение увеличить дефицит за счет дополнительной денежной эмиссии, что приведет к росту цен. Следовательно, строгое соблюдение правила сдерживания инфляции на определенном уровне требует подчинения бюджетной политики интересам денежно-кредитной политики. Для проводимой сегодня политики в Марокко характерна такая субординация. Однако, учитывая плохие показатели роста и занятости, эта политика должна быть реформирована.

Необходимы гибкие правила, поскольку экономическая политика сталкивается с непредвиденными шоками. Гибкость позволяет сохранить свободу действий, необходимую для адаптации к сложившейся конъюнктуре. Инфляция, установленная на уровне 2%, является тяжелой ношей со сложными последствиями, поскольку при жестких ценах колебания конъюнктуры ведут к колебаниям в реальных показателях (объемы производства, капитальные вложения, уровень занятости), что негативно влияет на деловую активность. Реальные показатели меньше реагируют на конъюнктурные изменения в случае, если цены могут гибко подстраиваться. Но для этого Национальный банк должен закрывать глаза на их колебания в определенных пределах.

Принятие правила сдерживания инфляции в диапазоне 1,5–4% было бы более подходящим для Марокко. Установление такого гибкого правила не представляет собой опасности в условиях экономики с большими неиспользованными производственными ресурсами.

Бюджетная политика тоже должна быть более гибкой. Необходимо ее реформировать таким образом, чтобы дефицит бюджета изменялся в ответ на колебания экономической конъюнктуры. Подобный пересмотр политики вполне уместен, учитывая, что даже в европейских странах, где уровень занятости и степень использования мощностей гораздо выше, чем в слаборазвитых странах, правило сдерживания любой ценой бюджетного дефицита сейчас подвергается сомнению и находится на стадии реформирования.

Гибкое правило бюджетного дефицита может служить хорошим инструментом стимулирования экономической активности. В этом отношении лучше выбрать другой способ подсчета бюджетного дефицита. Вместо того чтобы устанавливать целевой дефицит бюджета за год, правительство может рассчитывать целевой бюджетный дефицит на период в несколько лет. Например, не допускать превышения пятилетнего дефицита бюджета отметки в 3%, но использовать более высокий годовой дефицит в случае, если деловая активность находится на низком уровне. Это даст возможность лучше адаптироваться к возрастающим и ниспадающим фазам экономического цикла.

Другая реформа. Учитывая огромные потребности Марокко в плане инфраструктуры, базовых услуг, здравоохранения и образования, чистые государственные инвестиции должны быть исключены из расчета дефицита бюджета.

Комбинирование денежно-кредитных и бюджетных правил, нацеленных на увеличение роста и занятости, способно вывести страну из состояния вялого экономического роста. Выбор подобных правил не означает отказ от политики укрепления доверия населения к национальному банку. Наоборот, органы денежно-кредитного и бюджетного управления могут укрепить свою репутацию с помощью ясных заявлений, в которых говорится, что проведение гибкой политики будет использоваться банком только в случае шоков. Другими словами, необходимо дать населению понять, что гибкие правила являются необходимым условием для того, чтобы органы денежно-кредитного управления смогли выполнить взятые на себя обязательства по сдерживанию инфляции и обеспечению роста.

Беседовала Майрам САРИЕВА,
магистрантка Гренобльского университета

Справка:

Стабилизационная макроэкономическая политика означает обеспечение низкого уровня инфляции и бюджетного дефицита (как правило, не выше 5%). Ограничительная политика означает обеспечение низкого прироста денежной массы (как правило, путем снижения ликвидности банков, укрепления валютного курса и повышения ставок процента). Политика, основанная на жестких правилах, означает: 1) установление целевых показателей инфляции и бюджетного дефицита с нулевым или очень узким диапазоном; 2) преследование этих показателей вне зависимости от конъюнктуры.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:00 // Общество
Давайте 8, чего вы мне 5 суете?!
15:50 // Экономика
Революция… налоговая
15:43 // Общество
Массаж — спасение от боли и усталости
15:35 // Общество
Наш великий Чынгыз, или Ода о человеческом духе
15:33 // Общество
К столетию первого министра автотранспорта К.Кольбаева
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg