
|
№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
«Способен ли Кыргызстан овладеть своими территориями?»(продолжение)![]() В предыдущем номере «ОР» были опубликованы мои ответы корреспонденту газеты под названием «Способен ли Кыргызстан овладеть своими территориями?». Я решил вернуться к этой теме еще раз. Поскольку многие моменты этого дела остались не раскрытыми, и, как мне кажется, имеют сейчас исключительное значение для становления нашего государства. Дело в том, что мы не можем все время уступать свои земли соседям, итак за 18 лет мы потеряли очень много территорий. Все кыргызстанцы сейчас должны принять участие в защите наших исконных владений и определении законных границ с сопредельными государствами. Необходимо освободиться от угоднической политики, наследуемой прежней безответственной эпохой. Нам предстоит подтвердить, что кыргызы только вчера здесь занимали обширные территории, и не их вина, что в составе союзного государства многие здесь образовали новые республики. Но документы по территориальному размежеванию новых республик сохранились, что даёт нам основания для владения нашими законными территориями. Если оценить по большому счету итоги нашей 18 летней работы по обращению в нашу пользу, так называемых, спорных территорий и делимитации границы с нашими соседями, то они самые удручающие. Мы не смогли отстоять ни одной пяди своей исторической земли, которые в результате безответственного поведения кыргызских чиновников, сначала переходили в категорию спорных, а затем в бесспорные территории соседей. Не разобравшись по существу вопроса, убежавший экс-президент отдал китайцам целое урочище Узенги-Кууш. Он был сильно обрадован, услышав нелепую басню о том, что китайцы в замен Узенги-Кууша нам уступают часть ледника на Хан-Тенгри, и якобы водами ледника вдоволь будет пользоваться Кыргызстан. Но должны же были понимающие люди подсказать ему, что все реки, вытекающие из акватории Хан-Тенгри, в том числе такие, как: Сары-Жаз, Энильчек и Кайынды несут свои воды в глубоком коньёне, и обратно уходят в Китай. В конечном счете, уступка Узенги-Кууша вызвала всенародное негодование, переросшее затем в ситуацию, приведшей к свержению «акаевского» режима. Сейчас самая мирная и дружественная к нам страна — это Таджикистан. И с этой страной мы не можем по-братски договориться о линии совместной границы. Вся беда в том, что густонаселенные приграничные села Таджикистана имеют свойства все время расширяться за счет кыргызских территорий. Выползание из своих сёл и захват наших земель происходит постоянно, на виду у всех.. Перейдя историческую границу, братья— таджики быстро возводят дома, сажают сады, проводят каналы или арыки, прокладывают дороги, и делают вид, как будто они здесь жили давно. Таджикские власти здесь ни причем, ведь они специальную политику захвата чужих земель не проводят, там большие потребности населения в плодородных землях, определяют их поведение. Но там же есть представители наших органов, которым известны исторически существующие границы, которые всегда соблюдались обеими сторонами. Кыргызские айыл окмоту, милиция, прокуратура, пограничники, служба СНБ, таможенники и местные старожилы, да и земельно-учетные документы каждого колхоза или совхоза должны были выступить защитниками незаконно занятых земель. Но они не стали утруждать себя такими делами и заниматься выяснением — кому какие земли принадлежат, почему вдруг житель Таджикистана стал жить на нашей стороне и развернул свое хозяйство? Потому, что никто из названных органов с «акаевского» времени ни за что не отвечает, да и никто перед ними такую задачу не ставил. Местные органы сетуют на отсутствие документов по делимитации границы, а правительственная комиссия постоянно находится в Бишкеке. Как можно решить проблему границы, сидя в центре, не выезжая и не находясь в спорной территории? Ведь вся историческая база, земельно — учетная документация там, да и многие старожилы еще помнят — какие земли в 30-х и 40-х годах пахали кыргызы, а какие таджики, кто из руководителей тогдашнего колхоза в 50-х или 60-х годах во временное пользование передал пойму реки или пустующее поле своему соседу таджику или узбеку. Какие последствия имеет страна от такого отношения к делу? Село Чорку Таджикистана 20 лет тому назад отделяло от таджикского анклава «Ворух» более 10 км. Выползая из Чорку и захватывая кыргызские земли по пойме реки Исфара, таджики сейчас подошли на расстояние в 1,5 км. Там же, в Баткенском районе окрестность села Шура, принадлежащая Кыргызстану, заняли тоже таджикские дехкане, а кыргызское село Самаркандык вот— вот соединиться с таджикским селом Сурх. По мере продвижения таджиков по нашей земле, кыргызские пограничные и таможенные пункты, а также посты ГАИ тоже двигаются вместе с ним вглубь нашей территории. По Баткенскому району, таким образом, таджики незаконно заняли 1689 га земель, принадлежащие 15— ти кыргызским селам, по Ляйлякскому району 637га принадлежащие 13-ти селам. В Кадамжайском районе узбекские организации за последние годы самовольно заняли 392 га земель, принадлежащие 7 айыл окмоту. Обширные территории нефтегазовых месторождений Северного Соха и Чонгара-Галча, принадлежащие здесь Актурпакскому айыл окмоту, до сих пор, эксплуатируемые Узбекистаном — это предмет отдельного разговора. Многие считают, что при желании можно разобраться по каждому участку и по каждому селу. Для этого надо пробудить и возродить кыргызскую национальную гордость, восстановить боевой дух предков, которые не раз защищали наши земли от чужеземных захватчиков. Для защиты своих земель у нас есть все, только нет у нас ответственности и отваги для защиты интересов своей родины. Местная власть может мобилизовать людей и технику, чтобы провести по линии исторической границы проселочную дорогу или канал, а прокуратура совместно с госрегистром и милицией определить: почему стало возможным продажа дома или участка гражданам другой страны. Можно было бы определить конкретную задачу и для службы СНБ, пограничникам и многим другим, которые сейчас просто присутствуют при их системе. Для райгосадминистрации нет важнее задачи, чем остановить ползучую экспансию на наши земли и вернуть ранее захваченные территории. Она, не дожидаясь приезда комиссии по делимитации из центра, должна собрать все наши доводы и найти любые средства, чтобы поставить мощный заслон на нашей границе. Я все больше убеждаюсь, что нам не обойтись без двух или трехкратного увеличения численности пограничных войск. На наших южных границах практически не видно наших пограничников, там на каждый погранотряд численностью 450 человек приходится 350-400 км границы. На одного нашего пограничника приходится три узбекских пограничника, что позволяет им полностью и плотно прикрывать свою границу. Структура нашей пограничной службы сегодня не отвечает задачам, сложившимся на границе, ее необходимо срочно переделать. Постоянная смена командующего и его заместителей в погранвойсках республики делают их безинициативными и безответственными, они практически не успевают что-либо осуществить для изменения ситуации. Стало очевидным, чтобы мы передислацировали основные войсковые подразделения Минобороны в прилегающие к границе территориям. В первую очередь в южные области. Их необходимо разместить вдоль границы, вторым эшелоном за спиной пограничников. Это не простое дело, но решить его можно. Ведь любая задача имеет свое профессиональное решение. Для этого там существуют государственные органы управления, и работают наделенные властью люди. Однако когда такие люди работают без энтузиазма и упорства, и проваливают интересы страны, все превращается в неуправляемую систему и тогда, страна оказывается в проигрышном положении. Ярким примером такого отношения служит делимитационное описание границы с Казахстаном в полосе села Арал в Чуйском районе, прилегающей к территории бывшего Кен-Булунского завода ЖБИ по объездной трассе Бишкек— Быстровка. В 70— х годах директор указанного завода, для организации подсобного хозяйства отвел часть стока реки Чуй на свою территорию. Со временем вся река, не без помощи соседей, стала протекать через территорию завода, образуя петлю шириной 740 и длиной 900 метров. А наша комиссия по делимитации границы даже не обратила внимание на то, что прямая линия русла реки Чуй всегда была здесь исторической границей между кыргызами и казахами, и оставила в этом месте границу без описания — то есть, в петляющем виде. Теперь, внутри этой петли, казахи построили два АЗС, которые заправляют 80 процентов автомобилей, двигающихся в сторону Иссык— Куля и обратно. Для решения этой проблемы, достаточно было бы простого заявления на заседании комиссии о том, что граница в этом месте должна пройти по историческому руслу реки, то есть по прямой линии. Такого заявления сделано не было. Наши ничего не сказали даже тогда, когда Президент Казахстана Назарбаев Н. А. в декабре 2001 года в Астане три раза спросил — есть ли у кыргызов претензии к делимитации границы, и он готов решить любую спорную территорию в пользу Кыргызстана. Прямо-таки наплевательское отношение к важным государственным делам, наши проявляют с первых дней государственной независимости. Например, Ошская областная гос.администрация в период «акаевского счастливого правления» ни разу не поинтересовалась судьбой 57,3 тыс. га земель Алайской долины, временно переданных решением самого Сталина И. В. в 1946 году только для отгонного животноводства Мургабскому району Таджикистана. Из кыргызских властей сюда никто не заглядывал, таджики здесь тихо построили целый поселок Сары— Могол с населением в 3,5 тыс. человек, образовав таджикский анклав, со всеми атрибутами этого государства. Таких примеров у нас очень много. И опять возникает тот же вопрос: что делать? Как сохранить свою исконную территорию и не опозориться перед всем миром, не сумев овладеть своими законными землями, постоянно уступая их то соседям, то транснациональным компаниям, растаскивающим оттуда все возможные и невозможные природные ресурсы. Я хочу призвать всех кыргызов к большому разговору. Не может же быть, чтобы уступка наших земель продолжалась еще дальше! Мы должны опомниться и возрадиться как нация, может быть, нам сегодня не нужны безудержная демократия и права человека, а нужен подъем боевого духа предков, восстановление воли и надежды кыргызов на нормальное существование как полноценный исторический элемент в мировом развитии. Базарбай МАМБЕТОВ 2 июля 2009 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:09 // Экономика
Участие страны в Международном союзе электросвязи — основа устойчивого развития телекоммуникаций |
|
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |