ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 17:10

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:46
Раздел: Политика

ЧЕГО КЫРГЫЗСТАНУ ЖДАТЬ ОТ ШОС?

В состав Шанхайской организации сотрудничества входят Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Среди государств-наблюдателей значатся такие страны, как Иран, Индия, Пакистан, Монголия и Афганистан. Как показал более чем десятилетний опыт, для республики работа в данной международной структуре оказалась весьма полезной, и на сегодняшний день имеются определённые перспективы для продвижения инициатив республики на многосторонней основе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

В качестве выгоды от участия Кыргызстана в ШОС можно рассматривать факт укрепления, прежде всего, союзнических отношений республики с такими мировыми державами, как Китай и Россия. Если бы в 2001 г. страна не вошла в создаваемое объединение и заявила бы о своей политике неприсоединения, то, как минимум, она ничего хорошего от этого бы не получила, кроме ухудшения отношений с РФ и КНР. Сделав же шаг навстречу великим державам, она показала свою направленность на укрепление стратегического партнёрства с ними. На сегодняшний день, участвуя в многостороннем формате работы ШОС, Кыргызстан, прежде всего, показывает, что республика является не просто партнёром, а играет роль союзника. И старт в конце 2013 г. обещанной со стороны России модернизации армии республики также является показателем развития именно такого рода отношений.

Другим плюсом от участия в ШОС для КР является повышение её общей защищённости перед возможной внешней агрессией. Опыт военных действий в Баткене в 1999-2000 гг. наглядно показал, что страны-участницы достаточно серьёзно помогли, поставив материально-техническую помощь кыргызским военным, Узбекистан применил авиацию для борьбы с боевиками, Россия направила группу спецназа «Альфа». В условиях же нарастания военных угроз со стороны Афганистана участие Кыргызстана в работе таких организаций, как ШОС и ОДКБ становится всё более актуальным. Также для восстановления республики после межнациональных столкновений в 2010 г. по линии организации для КР было выделено около 50 млн. долл.

Для республики участие в ШОС – это удобная площадка для диалога с лидерами государств региона и геополитическим тяжеловесами, такими как Китай и Россия, а также региональными державами в лице Ирана и Индии. Нет необходимости заранее организовывать визиты в каждую из стран ШОС, когда саммит предоставляет возможность обсудить со всеми главами государств-участников вопросы двусторонних отношений. И предстоящий саммит в Бишкеке является ярким тому подтверждением, когда запланированы встречи Алмазбека Атамбаева как с руководителями стран-участниц организации, так и с новым президентом Ирана Хасаном Роухани.

Перечисляя положительные аспекты участия республики в работе организации, также следует сказать и о том, что фактически республике за весь период своей работы в ней ни разу не пришлось исполнять какие-либо обязательства перед другими членами данного объединения. При этом страна зарабатывала и зарабатывает сейчас определённые плюсы от участия.

В частности, КР в случае агрессии на одно из государств ШОС должна принять участие в коллективном отражении атаки. Но, как показала практика последнего десятилетия, группы кыргызского спецназа и войсковые подразделения применялись лишь во время совместных учений. В случае же возникновения каких-либо проблем на границах одного из государств-членов, как правило, каждая страна решала их самостоятельно, будь то урегулирование конфликта вокруг Чечни, южноосетинская война, периодические обострения на афгано-таджикской границе и др.

КРИТИКА ШОС

На сегодняшний день прошло уже 12 лет с момента основания ШОС. За это время стали явными не только преимущества организации, но и обнажились проблемы взаимодействия между государствами-участниками.

Первой и самой главной, пока ещё не реализованной задачей для данной международной структуры является претворение в жизнь большого количества принятых деклараций, соглашений и меморандумов. Нередко можно услышать критику, что регулярно проводятся лишь военные учения стран-участниц, но динамики по многим транспортным, правовым, образовательным проектам не наблюдается. Особенно это относится к экономической составляющей, где пока нет ни одного совместного реализованного на многосторонней основе проекта, несмотря на наличие Делового совета, Межбанковского объединения ШОС. Также пока не смогли организационно оформиться и начать деятельность Банк и Фонд организации. Инициативы в экономической области на двусторонней основе достаточно активно претворяются в жизнь, но они, так или иначе, не являются плодом совместной работы названной международной структуры.

ШОС также подвергается критике за слабую степень взаимодействия в культурно-образовательной сфере. Как показала практика, фестивали культур народов от стран-членов, проведение различных тематических выступлений и художественных мероприятий проходят, как правило, только в качестве сопровождения саммитов, и организуются они в основном только в стране, которая на тот момент председательствует в организации.

Говоря о развитии сотрудничества в сфере образования, стоит упомянуть про успехи реализации проекта по созданию Университета ШОС. Главным принципом данной учебной программы является возможность студентов проходить обучение не только в собственном Alma mater, но и продолжать учёбу в университетах других стран ШОС. При этом диплом специалиста будет признаваться во всех странах организации. Несмотря на определённый прогресс в деле создания и развития УШОС, совершенно очевидно, что количество прошедших обучение по данной программе пока недостаточно, хотя динамика достаточно положительная. К примеру, названная система университетов подготовила в прошлом учебном году лишь около сотни магистров, что для такого огромного пространства – капля в море. Хотя, ещё раз отметим, идея создания и функционирования данного вуза очень привлекательна и несомненно сыграет достаточно положительною роль.

Ещё одним поводом для критики проекта под названием ШОС является фактическое совпадение функций с ОДКБ. И действительно, обе организации занимаются практически одним и тем же кругом вопросов с одной лишь разницей, что в договоре коллективной безопасности не присутствует Китай. Учитывая, что в последние пять лет ОДКБ развивается более активно, чем ШОС, следует вывод, что уже сейчас первенство в военно-политическом аспекте в Центральной Азии перехватывает Россия, вовлекая страны региона в собственный союз без участия КНР.

Создание Таможенного союза также создаёт определённые барьеры для торговли стран Центральной Азии с Поднебесной и призвано переориентировать рынок региона на взаимодействие с рынком России.

ПОВЕСТКА ДНЯ САММИТА ШОС В БИШКЕКЕ

Судя по предварительной информации, саммит в столице Кыргызстана обещает быть достаточно насыщенным и затрагивает обширный круг вопросов. Более того, ожидается, что он будет отличаться от предыдущих встреч глав-государств количеством принятых документов.

Работа саммита будет направлена по двум основным направлениям.

Обсуждение проблем региональной безопасности и поиск путей нивелирования угроз с афганского направления. Концептуально будут обсуждаться пути совместного решения проблемы стабилизации Исламской республики Афганистан не только путём построения обороны со стороны государств Центральной Азии, но и обсуждение предложений по совместному воздействию на внутриэкономическую ситуацию в этой стране. Недаром на данном саммите впервые представлены все заинтересованные стороны: президент ИРА Хамид Карзай и главы государств, представители всех стран, граничащих с этой нестабильной исламской республикой.

Также известно, что страны-участницы саммита выступят с осуждением нарастания нестабильности и разрастания масштабов и степени применения насилия на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Не останется без внимания и ситуация вокруг иранской ядерной программы.

Единство подходов и позиций будет закреплено в Бишкекской декларации.

Другим направлением будет обсуждение экономической составляющей. Кыргызстан на этом поле планирует действовать достаточно активно и подписать в общей сложности около 15 различных соглашений. КР будет использовать площадку многостороннего саммита для педалирования проектов по строительству железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан. Также возможно обсуждение альтернативного маршрута из России и Казахстана через Кыргызстан в Таджикистан.

Другим важным для республики вопросом является обсуждение проекта по модернизации китайской стороной Бишкекской ТЭЦ. Судя по косвенной информации, становится понятно, что данный вопрос уже фактически решён.

Также будет обсуждаться проект строительства, опять-таки китайскими фирмами, Кара-Кечинской ТЭЦ, реабилитации стратегических трасс Ош – Иркештам (выход на Китай) и Ош – Карамык (выход на Таджикистан).

В итоге будет принята Программа действий по реализации Договора о дружбе и сотрудничестве на 2013-2017 годы, в которой должны найти отражение предложения кыргызской стороны относительно предлагаемых экономических проектов.

Роман ВЕЙЦЕЛЬ

12 сентября 2013г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:59 // Общество
Международные инициативы Казахстана: парадигмы мира и созидания
14:40 // Общество
«Чтобы уберечь Кыргызстан от новых бед, необходимо, чтобы во власти работали образованные, думающие люди»
14:33 // Спорт
Победные традиции: Эркен АКРАМОВ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg