ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 09:38

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:59
Раздел: Общество

Международные инициативы Казахстана: парадигмы мира и созидания

Поиск выхода из нестабильной глобальной ситуации имеет судьбоносное значение для истории человечества. Каждая нация, каждое государство стремятся внести свой вклад в разрешение мировых проблем. Казахстан в этом ряду не исключение.

С первых дней независимости Президент Казахстана последовательно, целенаправленно и глубоко стремится к участию в делах мирового сообщества, выдвигает конструктивные международные инициативы. Сегодня в мире уже никому не надо объяснять, что такое Казахстан. А ведь в 90-е годы, на заре независимости, как об этом вспоминал сам Н. А. Назарбаев, ситуация была совершенно иной. На первых зарубежных встречах ему приходилось не только объяснять, но и показывать на карте, где находится Казахстан. Это следует иметь в виду, чтобы понять масштаб пути, пройденного независимым Казахстаном за 20 с лишним лет. Сейчас Казахстан – молодое и активное государство в центре Евразии, активный участник региональной и глобальной политики.

На заре независимости Президент РК Н. А. Назарбаев четко обозначил курс на проведение многовекторной внешней политики, углубление дружбы и развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми без исключения странами. Все последующие годы независимости Казахстан твердо придерживался и придерживается этого курса и сегодня пожинает плоды, имея отношения мира и сотрудничества по всему периметру границ и далеко за их пределами, привлекая десятки миллиардов долларов в виде прямых иностранных инвестиций и удостаиваясь чести возглавлять такие уважаемые международные организации, как ОБСЕ и ОИС.

За годы независимости Казахстан стал надежным партнером мирового сообщества, неукоснительно следовал букве и духу Устава ООН.

Конечно, во всех странах размышляют над будущим мира. Но все-таки для прорывного осмысления нужна новая страна, которая взяла бы на себя трудную и в то же время смелую миссию – вдохнуть новую жизнь в глобальное мироустройство, стать генератором новых идей и решений, которые откроют для мира новые горизонты развития.

На 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года лидер Казахстана выдвинул инициативу по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в азии (СВМДА) – международного форума, объединяющего государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Первый саммит СВМДА прошел в 2002 году. С тех пор состав организации значительно пополнился влиятельными участниками и международными акторами. Сейчас постоянными членами Совещания стали 17 государств (КНР, Индия, Израиль, Египет, Пакистан, Россия, Турция, Узбекистан, Кыргызстан и др.), наблюдателями – шесть государств (США, Япония, Индонезия, Малайзия, Украина и др.), участниками Совещания – три международные организации: ООН, ОБСЕ и ЛАГ (Лига арабских государств). В одном из совещаний рабочих групп СВМДА в Астане в 2012 году пришлось поучаствовать и мне как представителю Кыргызстана. На встрече рассматривались различные отчеты участников совещания и инициатива Казахстана о переводе СВМДА из формата Совещания в формат постоянно действующей организации. Если вспомнить историю, то таким же образом СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) в одно время было преобразовано в ОБСЕ (Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе). И действительно, у СВМДА есть много общего с ОБСЕ, его называют «азиатским ОБСЕ». И здесь мне хотелось бы поделиться своим мнением в связи с тем, что отношение к СВМДА не везде складывается однозначно. Есть даже скептики, особенно в кругу так называемых «независимых экспертов», которые вслед за кем-то повторяют, что у этой организации нет будущего.

Европа стала источником двух мировых войн, последствия которых были катастрофичны для человечества и обязывали политиков по-новому подойти к проблеме войны и мира. Результатом этого осмысления стало возникновение СБСЕ (ОБСЕ), который превратился в настоящее время в авторитетную международную организацию, которая борется за мир. Хотя угроза войн и военных конфликтов все же сохраняется, но центр их тяжести перемещается в другие регионы планеты. Одним из таких регионов является Азия, которая раздроблена и где нет единой международной организации, объединяющей весь континент, как это имеет место в других регионах мира. В Африке, например, есть Африканский Союз (прежде Организация Африканского Единства), в Америке – Лига американских государств. Азия же делится на множество самостоятельных регионов – Евразию, Центральную Азию, Ближний Восток, Южную Азию, Юго-Восточную Азию, Азиатско-Тихоакеанский регион, где действуют различные международные организации – Лига арабских государств, ОИС, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и др. Скептицизм некоторых политиков и аналитиков связан с тем, что Азия является родиной множества цивилизаций и культур – индийской, китайской, арабской, евразийской, разнообразных религий – индуизма, ислама, буддизма и т.д. Поэтому они не верят в возможность их объединения в одну организацию, как, например, в Европе, где объединение континента было подготовлено более чем двухтысячелетним господством античной (западной) цивилизации и христианства. Но если подумать о перспективах развития человечества с позиций глобализации, стирания границ между государствами, народами, их политическими системами, экономиками, культурами, то создание СВМДА – логичный и своевременный шаг, обращенный в будущее. И удивительно, что так далеко в будущее человечества заглянули не где-то в Вашингтоне, Лондоне, Пекине или Берлине, а в Казахстане, который только что обрел свою независимость.

Уверен, что в начале 90-х годов не то что большие политики, но и многие крупные ученые понятия не имели о том, что такое глобализация и каковы будут ее последствия.

Сам факт постановки такой глобальной проблемы на заре государственной независимости и то, что эпицентр мировых событий постепенно будет смещаться на Азиатский континент, говорит о масштабе личности и предвидения Президента Н. А. Назарбаева. А масштаб личности, как говорится, определяется масштабом возможностей.

Личный выбор может резко повлиять на ход развития истории. Любая маленькая страна, сумевшая добиться у себя реализации хотя бы 10 своих потенциальных гениев, за полвека далеко обгонит большую страну, не реализовавшую эти возможности. Поэтому важно понять не то, что человек есть, а то, что этот человек значит. В этом и состоит значение личности для истории и судеб человечества вообще.

Без сказанного выше нельзя понять всю глубину международной деятельности нового казахского государства, направленной на сохранение мира во всем мире, прекращение гонки вооружений и разоружение, обеспечение региональной и международной безопасности.

В 1992 году Казахстан также выдвинул идею о миротворческом Фонде ООН, который формировался бы за счет отчисления одного процента средств от военных бюджетов. В 1994 году была выдвинута инициатива создания Евразийского союза государств. В 1999 году Казахстан предложил продолжить деятельность «Шанхайской пятерки». В 2000 году предложен проект Евразийского экономического сообщества. В 2001 году озвучена идея Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В 2002 году предложено создать Реестр мировых экологических проблем. В 2003 году выдвинуты инициативы о создании ЕЭП и о председательстве Казахстана в ОБСЕ. В 2004 году – предложение о необходимости расширения Совета безопасности ООН и создании Совета региональных организаций при Генеральном секретаре ООН. В 2008 году – идея учредить на уровне ООН Международный день действий против ядерных испытаний. В 2009 году – предложение провести в Астане Саммит ОБСЕ. В 2010 году – инициатива о пространстве Евразийской безопасности, предложение о взаимодействии между ОБСЕ и СВМДА. В 2011 году – инициатива расширения глобального баланса – идея G-GLOBAL. Казахстан считает, что в современном мире большие проблемы невозможно решить только на локальном уровне. Необходим глобальный масштаб доверия, транспарентности и эффективного действия. В 2012 году на международной антиядерной конференции в Астане выдвинута инициатива «АТОМ». И это далеко не все значимые инициативы Казахстана за годы обретения независимости.

16 декабря 1991 года был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, несмотря на давление военно-промышленного комплекса СССР, и Казахстан стал одним из первых в мире новых безъядерных государств. Таким образом, закрытие Семипалатинского полигона в новейшей истории человечества стало символом стремления всех народов к миру, свободному от ядерного оружия.

В 1995 году Казахстан добровольно отказался от обладания четвертым в мире по мощности ядерным арсеналом. Это стало весомым вкладом молодого государства в дело реального укрепления мира и глобальной безопасности.

Президент Казахстана предложил разработать и принять в ООН Декларацию безъядерного мира. В декабре 2009 года по инициативе Казахстана Генеральная Ассамблея ООН единогласно провозгласила 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Первым из стран СНГ Казахстан успешно председательствовал в ОБСЕ, провел первый и пока единственный в XXI веке Саммит ОБСЕ в Астане. В 2011 году, в сложных международных условиях Казахстан председательствовал в Организации Исламского Сотрудничества.

Казахстан совместно со своими партнерами успешно реализует проект ЕврАзЭС, создания ЕЭП и Евразийского экономического союза.

В Астане регулярно проходят Съезды мировых религий, проводятся крупные международные конференции стран Европы и Азии. Это существенный вклад в глобальный диалог цивилизаций и доверия на планете. Казахстан демонстрирует приверженность Целям развития тысячелетия ООН. Казахстан выдвинул свою кандидатуру в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на 2017-18 годы.

Многовекторная внешняя политика Казахстана является основой для мирного развития страны во взаимовыгодном сотрудничестве с другими странами и остается неизменной. Обозначив приоритетные направления сотрудничества Казахстана с Россией, Китаем, США, Европой, странами Центральной Азии и всего Азиатского континента, Казахстан во внешней политике делает особый акцент на экономизацию, дальнейшее содействие привлечению иностранных инвестиций.

Лучшим заключением к данной статье являются слова сенатора Франции Амери де Монтескью: «В 1997 году, когда экономическая ситуация была тяжелая, в своем обращении к народу Казахстана Президент Назарбаев поклялся: «К 2030 году наши следующие поколения будут жить в стране, которая не будет оставлена в стороне от глобальных событий». Несмотря на скептицизм многих, эта цель была достигнута в более короткие сроки, и Казахстан добился больших успехов. Это достижение, конечно же, неслучайно. Без дальновидного и передового духа Президента Назарбаева, который имел смелость запустить многочисленные радикальные реформы, все могло быть по-другому». Ему вторит директор Международного Нидерландского института государственного управления в Гааге Марк ван ден Мюйзенберг: «При таких больших территориях – Казахстан граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке – он находится буквально в радиусе броска камня от региональных горячих точек в Афганистане, Пакистане, на Кавказе и в Иране. Добавьте к этому богатство минералами, которые есть у Казахстана, и относительно небольшую численность населения, и станет ясно, что Казахстан сыграет ключевую геополитическую роль в 21 веке, и тщательное балансирование в такой ситуации необходимо».

Все сказанное свидетельствует о том, что Казахстан, как новое государство, обрел всемирное признание и доверие, а Президент Н. А. Назарбаев получил международный мандат, позволяющий ему поднимать глобальные вопросы мировой политики.

В этом контексте Казахстан играет ведущую роль во влиятельной международной организации ШОС как соучредитель и активный инициатор её миротворческой деятельности и взаимовыгодной глобальной интеграции.

З. КУРМАНОВ,
профессор, доктор
исторических наук

12 сентября 2013г.

Вячеслав Мазуров предлагает в Москве последовательный перевод

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:59 // Общество
Международные инициативы Казахстана: парадигмы мира и созидания
14:40 // Общество
«Чтобы уберечь Кыргызстан от новых бед, необходимо, чтобы во власти работали образованные, думающие люди»
14:33 // Спорт
Победные традиции: Эркен АКРАМОВ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg