ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
18 июня 2019, 15:20

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
836 (516)
835 (515)
834 (514)
833 (513)
832 (512)
831 (511)
830 (510)
829 (509)
828 (508)
827 (507)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 13:09
Раздел: Политика

Курс на обновление страны: перезагрузка политической системы – объективная необходимость

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И КАК ЕЕ РЕФОРМИРОВАТЬ?

Волевое проведение конституционной реформы в сентябре — октябре 2007 года позволило стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. Был наведен порядок во власти, вертикаль исполнительной власти восстановлена, пресечена смута, сформирован трехпартийный парламент (для сравнения: у наших ближайших соседей по ЦА региону — парламенты однопартийные). Мы постепенно выходим из глубокого социального кризиса начала века, осложненного глобальным экономическим кризисом настоящего времени. Страна проходит период стабилизации, конечно, не без сопутствующих издержек, но этот период абсолютно необходим.

В ближайшие несколько лет действующая политическая система будет вполне устойчива, но при определенных обстоятельствах может сложиться ситуация, в которой система может потерять свою управляемость. Если говорить о развитии политической ситуации в целом, то становится понятно, что политическая жизнь в Кыргызстане в перспективе будет усложняться и, в первую очередь из-за состояния дел в экономике и социальной сфере. Поэтому власти необходимо для своего же самосохранения постоянно отслеживать любые изменения в политических настроениях общества и упреждать их своими предложениями и действиями. Весь 2008 год в политической сфере государственные органы, можно сказать, почивали на лаврах: было упущено время для принятия неотложных мер по проведению в соответствие с действующей редакцией Конституции КР законов, регулирующих политическую систему государства.

Дело сдвинулось с мертвой точки после известного Обращения к нации главы государства К.Бакиева 27 января 2009 года о разработке нового президентского курса на обновление страны и приоритетах внутренней и внешней политики на ближайшие годы.

Наряду с реформой системы государственного управления (которую иначе называют административной реформой) и судебной реформой, модернизация политической системы в настоящее время является одним из актуальных вопросов государственной и общественной жизни. Отставание перемен в политической системе становится тормозом на пути преобразования Кыргызстана в экономически развитое, социально и политически стабильное демократическое государство. Сегодня сложившаяся политическая система покоится на ресурсе одного человека — главы государства Курманбека Бакиева, и как следствие — одной доминирующей партии «Ак-Жол». Причем ясно, что правящая партия в прямом смысле слова — это еще понятие условное, о чем автору ранее уже доводилось писать («Какое государство мы строим: сколько партий нужно Кыргызстану» — «ОР», №4 (420) 5 февраля 2009г.).

К сожалению, многие, в том числе, и представители власти, и оппозиции, под реформой политической системы подразумевают в основном очередную «кройку» действующей редакции Конституции — это глубокое заблуждение!

Политическая система государства — это совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. Конституцией и соответствующими законами устанавливается правовой статус государственных органов, политических партий, общественных и религиозных объединений, регулируется их деятельность и взаимоотношения между собой.

Новая редакция Конституции, принятая референдумом 21 октября 2007 года, создала объективные предпосылки для проведения реформы политической системы государства, скажем так, закрепила «программу-минимум». Она открыла новые возможности для совершенствования политической системы государства, подняла на небывалую высоту роль политических партий в жизнедеятельности общества и государства. Между прочим, это первая в нашей истории попытка построить политическую жизнь на партийной основе и, на самом деле, сегодня она проходит своеобразный тест на выживаемость.

Теперь законодательный орган государства формируется по партийным спискам, партия, имеющая большинство в Жогорку Кенеше, формирует Правительство, высшие органы судебной ветви власти, другие выборные органы государства, разрабатывает и реализует законотворческую политику и осуществляет контроль за исполнением законов. Соответственно многократно возрастают требования к созданию и деятельности политических партий. В современных условиях создание правовых условий, буквально заставляющих партии обеспечивать себе массовую поддержку и становиться массовыми общенациональными партиями — это объективная необходимость.

Например, закрепление в законе требования об обязательном наличии партийных отделений во всех административно-территориальных единицах (в каждой области, в каждом районе и городе) позволит создать заслон мимикрирующим под партии структурам, за которыми, как правило, стоят коммерческие или политические деятели, нацеленные исключительно на приобретение депутатских мандатов. Такие политтехнологические фантомы, существующие исключительно в выборный период и исчезающие сразу после окончания избирательной кампании, т.е. псевдопартии, не могут стать опорой демократической многопартийной политической системы. Напротив, их существование наносит системе только вред. Нельзя создать партию и ничего не делать. Невозможно остаться партией, не выполняя в повседневной работе функции партии. Именно постоянная политическая работа партийных структур позволит партии сохранить своих членов, и укрепить свое положение. В противном случае, если партия действует только для участия в парламентских выборах или для придания политического статуса нескольким ее лидерам, подобная партия будет неспособна удержать необходимую планку по членству, и, в конечном счете, не должна признаваться партией.

К сожалению, мы видим, что большинство партий пока не осознали этот вызов, закрепленный действующей Конституцией — они не участвуют в общественно-политических дискуссиях, они не заявляют свою позицию по актуальным и злободневным вопросам и т.п.

В таком случае они должны оставить политическую арену.

В целях реализации конституционных положений, закрепивших основу новой политической системы Кыргызстана, т.е. для проведения реформы политической системы, необходимо принять следующие основополагающие законы: 1. «О политических партиях в КР» (действующий Закон был принят в июне 1999г.); 2. «О гарантиях оппозиционной деятельности в КР»; 3. «О некоммерческих неправительственных организациях в КР» (действующий Закон был принят в октябре 1999г.); 4. «О народном курултае» (реализация пункта 2 статьи 23 Конституции КР); 5. «О средствах массовой информации» (действующий Закон был принят в мае 1993г.); 6. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах в КР» — следует исключить из Кодекса право на самовыдвижение кандидатов в Президенты, оставив исключительное право на выдвижение кандидатов за политическими партиями. Кроме этого, необходимо закрепить проведение выборов в местные кенеши только по партийным спискам; 7. «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (в части организации и проведения народных курултаев местных сообществ, восстановить областные кенеши).

Итак, для проведения реформы политической системы нет необходимости в очередной раз вносить поправки в действующую Конституцию — она уже закрепила контуры прогрессивной политической системы, нужно только привести действующие законы, регулирующие политическое устройство государства и общества в соответствие с конституционными нормами!

Представляется недопустимым искусственное торможение, как модно сейчас говорить, перезагрузки политической системы, т.е. приведения действующих законов, регулирующих политическую систему, с требованиями действующей редакции Конституции КР, поскольку:

1. прерывается поступательное движение к реализации норм новой редакции Конституции, произойдет дальнейший всплеск неуважения к Конституции и законам;

2. «замораживание» нынешнего состояния политической системы, которая, между прочим, не соответствует действующей Конституции государства, будет в дальнейшем объективно препятствовать укреплению правового порядка, противодействовать развитию цивилизованных отношений между государством и обществом, достижению разумного баланса во взаимоотношениях государственных органов и оппозиции;

3. запаздывание с подготовкой и осуществлением реформы политической системы приведет к «войне альтернативных вариантов реформы», выдвигаемых со стороны власти и оппозиции, что не прибавит стабильности в обществе — при отсутствии ясной системы нормативных правовых актов, регулирующих политическую систему государства, она будет «временной», а сам конституционный и политический строй не будет устойчивым.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ РЕФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Политической власти сегодня крайне важно разработать, предъявить обществу и реализовать на практике осмысленную стратегию по реформированию политической системы. Требуется структурирование идеологических и политических предпочтений. Тот идеологический хаос, существующий в партийных программах и в головах общественных и политических деятелей, а также граждан, которые шарахаются от партии к партии в зависимости от случайных обстоятельств, должен быть преодолен. Следует побыстрее уходить от существующего примитивного подхода к общественному регулированию. Политическая и общественная системы явно нуждаются в усложнении и структурировании. Пока властями, да и обществом в целом, не осознана необходимость более сложного подхода к сегодняшним политическим реалиям.

Например, к понятию оппозиции. Это важнейшее орудие саморегулирования общества у нас фактически превращено в некую страшилку, приравнено едва ли не к государственной измене, и любое критическое выступление в адрес властей вызывает болезненное восприятие. В сложно организованном обществе такого не происходит. Это проблема нашей политической культуры. Ведь нетерпимость к инакомыслию у нас откуда? Она от прошлой советской политической культуры, которая оказалась «живее всех живых». Но есть надежда, что она будет постепенно преодолена. Мы должны двигаться в сторону более терпимого отношения к наличию у части людей мнения отличного от мнения властей.

Оппоненты власти в Кыргызстане пока еще существуют — в виде политических партий, известных общественно-политических деятелей и парламентской оппозиции в лице фракции социал-демократической партии. В то же время сегодня в обществе неуклонно снижается доверие к оппозиции, что наглядно проявилось в падении электорального рейтинга прежних ее вождей в ходе парламентских и президентских выборов. Многие граждане так и не получают внятного ответа на вопрос, что конкретно предлагают критики власти и какая им от них польза в решении жизненных проблем. В этом во многом виноваты сами оппозиционеры, которые далеко не всегда могут внятно доказать избирателям свою необходимость. Между тем, оппозиция в буквальном переводе означает «противопоставление» идей, идеологий, социально-экономических программ развития. Однако и на декабрьских, и на июльских выборах оппоненты нынешней власти не смогли противопоставить ей ничего такого, что затронуло бы за живое основную массу избирателей.

Вместе с тем в обществе есть объективная потребность в оппозиции, причем, по крайней мере, в трех разных ее видах. Во-первых, сохраняется нужда в либерально-прозападной оппозиции, которая выступает в защиту прав и свобод личности и за рыночную экономику западноевропейского типа. Во-вторых, существует потребность в социально-государственной оппозиции, которая добивалась бы ответственной социальной политики и активного участия государства в справедливом (с точки зрения большинства населения) распределении произведенных благ. В-третьих, надо признать необходимость в обществе национально-патриотической оппозиции, которая выдвигает на первый план защиту интересов государственно-образующей нации внутри страны и выступает за больший изоляционизм во внешней политике.

Любая разумная критика является благом для людей, принимающих ответственные решения, тем более — для руководителей государственных органов. Ведь она помогает им учесть все возможные варианты и нюансы, нередко предохраняет от ошибок. Оппозиция как раз и существует для того, чтобы подмечать и подчеркивать все просчеты действующей власти. Недаром один из великих французских государственных деятелей Шарль де Голль однажды признался: «Я уважаю лишь тех, кто мне оппонирует, но я не намерен терпеть их».

Незащищенность оппозиции в нашем обществе сегодня так велика, что создается впечатление, как будто чиновники буквально понимают и реализуют на деле вторую часть высказывания великого француза. В этой связи, с учетом важности конструктивной критики, и отсутствия в нашем обществе политических традиций существования легальной оппозиции, следовало бы принять закон, предусматривающий правовые гарантии для оппозиционной деятельности в стране. При этом оппозиция должна будет отказаться от большевистских методов ведения политической борьбы.

Инициативу в проведении реформы политической системы может взять в свои руки глава государства — он всенародно избран, у него сегодня имеется кредит доверия народа. Инициатива станет ответом на обвинения со стороны оппозиции и ряда НПО о якобы взятом курсе на сворачивание в стране демократии и укрепление авторитаризма, о гонениях на оппозиционное движение и их представителей и позволит продемонстрировать обществу и международным организациям, действующим в Кыргызстане, что все обвинения оппозиции в сворачивании демократических реформ необоснованы.

Конечными целями назревшей реформы политической системы должны стать: усиление роли партий в политической жизни страны, создание современной, ориентированной на интересы общества и государства системы политических партий, некоммерческих организаций (НПО), религиозных организаций; обеспечение прозрачности финансирования тех же общественных институтов; закрепление реальных механизмов ответственности политических партий, некоммерческих организаций (НПО), религиозных организаций за нарушение действующих законов государства; сокращение количества зарегистрированных политических партий до разумных пределов; создание правовой базы для углубления и расширения процесса демократизации, реальной партизации политической жизни общества, усиления гарантий защиты политических прав и свобод граждан.

При перезагрузке партийной системы Кыргызстану целесообразно идти к сложившейся в странах с развитой демократией модели, когда за места в парламенте борются 2–3 самые влиятельные общенациональные партии и ещё 5–6 партий «второго эшелона», которые выражают мнение различных значимых групп населения, набирая в ходе выборов по 1-5% голосов избирателей.

Действующие Законы о политических партиях (1999г.), некоммерческих организациях (1999г.) устарели и не отвечают главному вызову сегодняшнего дня — укреплению правового порядка в стране. Идеология действующих законов чрезмерно либеральна, государство и общество открыто, как говорится, всем ветрам и сквознякам. Именно поэтому в нашей стране сегодня зарегистрировано свыше сотни политических партий и несколько тысяч НПО. Как «рыба в воде» чувствуют себя многочисленные религиозные секты, наносящие непоправимый урон морально-этическим устоям общества.

Контроль государства за конституционностью деятельности политических партий, НПО и религиозных организаций, в том числе за их финансированием из-за рубежа, действующими законами сведен к нулю. Между тем, общеизвестно, что финансирование, например, деятельности многих НПО и религиозных организаций, осуществляется в основном международными и частными организациями из западных и арабских стран. Конечно же, действует принцип «кто платит, тот и заказывает музыку», что создает угрозу национальной безопасности.

Существует мнение о том, что при складывающейся общественно-политической обстановке в Кыргызстане нецелесообразно принимать новые законы о политических партиях, о некоммерческих организациях и т.д., что достаточно внести соответствующие поправки в действующие законы. Полагаю, что внесением поправок в действующие законы нельзя решить цели реформы политической системы, которые изложены выше. Простая перекройка действующих законов о политических партиях, о некоммерческих организациях и т.д. приведет к консервации и обесцениванию действующей политической системы. Необходимо менять саму идеологию законов. Нужен разумный баланс между демократическим либерализмом и защитой интересов государства и общества.

(продолжение следует)

Мурат УКУШОВ,
заслуженный юрист КР

1октября 2009 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 7 комментариев
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:53 // Общество
ЗАЯВЛЕНИЕ Общенационального Конгресса
14:24 // Общество
Казнить нельзя помиловать?
13:53 // Экономика
Проблемные вопросы налогового администрирования
12:50 // Общество
Авантюрист Мун бьет в набат
12:38 // Спорт
Гол Аршавина помог «Арсеналу» одолеть «Олимпиакос»
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей