ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 03:42

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 13:53
Раздел: Экономика

Проблемные вопросы налогового администрирования

Прошло девять месяцев с момента вступления в силу новой редакции Налогового кодекса. Налогов стало меньше и ставки ниже — это факт, который вряд ли кто-нибудь будет подвергать сомнению. К сожалению, фактом является также наличие многочисленных ошибок и неточностей в первоначальном тексте. Однако, следует отдать должное властям, так как погрешности и неточности в кодексе постепенно устраняются различными группами и комиссиями, создаваемыми как раз для этих целей. То есть жизнь, как будто потихоньку налаживается.

Однако, некоторые нормы до сих пор остаются без изменений, несмотря на очевидную незаконность. Речь идет о нормах, предоставляющих Налоговой службе такие полномочия, которых не имеет никакой другой государственный орган.

В частности, налоговая служба имеет право:
* проводить налоговые проверки без ограничений;
* принимать депозиты от граждан и юридических лиц Кыргызстана;
* снимать денежные средства со счетов налогоплательщиков без судебного решения;
* изымать у налогоплательщика наличные денежные средства без судебного решения;
* запрещать поставщикам, покупателям и другим контрагентам налогоплательщика исполнять договоры.

Применение каждого из этих инструментов неминуемо приводит к нарушению действующего законодательства, а порой и Конституции.

Нам понятно желание руководства Налоговой службы получить в свое распоряжение эффективные инструменты, позволяющие максимально быстро выполнять свои функции. Однако нельзя забывать о том, что целью любого государства является вовсе не создание эффективной фискальной системы, а создание в первую очередь приемлемых условий для бизнеса. И мы имеем ввиду не какие-то особенные преференции, а базисные ценности правового государства, такие как, нормы Конституции КР, запрещающие изъятие имущества у собственника иначе, чем на основе судебного решения, на основе судебного производства в Кыргызстане, на основе законодательства по исполнению судебных решений.

Проиллюстрируем сказанное нормами Налогового кодекса.

«Беспредельные» проверки

В процессе разработки Налогового кодекса, и представители бизнеса, и сотрудники Налоговой службы пришли к пониманию необходимости изменения контроля над налогоплательщиком. Налоговый контроль должен был стать менее навязчивым и коррупционным и более эффективным. Для этого в кодекс было заложено требование о проверке всего 5% налогоплательщиков.

Вместе с тем, разработчики Налогового кодекса пришли к согласию о необходимости более жесткого контроля над нерадивыми налогоплательщиками. Было принято решение формировать список нерадивых налогоплательщиков на основе специальных показателей — факторов риска. Примерный перечень факторов риска был включен в статью 101 Налогового кодекса. В перечень факторов риска были включены убытки налогоплательщика, низкая по отношению к среднеотраслевой налоговая нагрузка налогоплательщика и т.д. Люди, причастные к разработке Налогового кодекса надеялись на резкое снижение числа налоговых проверок. И это логично. Ведь, если проверять будут всего 5% от общего числа налогоплательщиков и «черный» список недобросовестных налогоплательщиков, то проверок должно стать меньше.

Однако, на практике мы не видим снижения интенсивности налоговых проверок. Наоборот, такое ощущение, что проверок стало больше. Проверяются многие банки и финансово-кредитные учреждения – лидеры отрасли. Что, все они попали в черный список?

К сожалению невозможно проверить включение того или иного налогоплательщика в «черный» список. Полный перечень факторов риска засекречен (для служебного пользования). Поэтому, даже если вы самый добросовестный налогоплательщик, вам могут сказать, что вы из «черного» списка.

Единственным способом борьбы с «проверочным» произволом является, на наш взгляд, отмена секретности «черного» списка. Необходимо составить полный перечень факторов риска и раскрыть его в Налоговом кодексе. Иначе произвол в налоговых проверках никогда не закончится.

Депозиты в Налоговой службе

Действительно, в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право внести денежные средства на специальный счет органа налоговой службы. Это и называется «депозитом».

Посмотрим, что говорит о «депозитах» банковское законодательство:
«Закон о банках и банковской деятельности в КР».

Статья 2.

1. Депозит — это сумма денег, получаемая одним лицом от другого лица на условиях возвратности (независимо от того, полная или частичная возвратность или возвратность большей суммы). Лица, не имеющие соответствующей лицензии Национального банка КР, не имеют право принимать депозиты и использовать в своем наименовании термин «депозит».

Таким образом, предоставление права Налоговой службе собирать депозиты противоречит Закону «О банках и банковской деятельности в КР» и Закону «О лицензировании». Продолжим наш анализ. В соответствии с частью 3 статьи 75 Налогового кодекса КР «Орган налоговой службы имеет право распоряжаться суммами, хранящимися на депозитном счете, только в случаях, на условиях и в сроки, предусмотренных в решении органа налоговой службы, принявшего депозит налогоплательщика».

То есть, орган налоговой службы имеет право распоряжаться суммами депозита в соответствии с решением органа налоговой службы. Как замечательно! Налоговая служба уже не нуждается в судебном решении! Ей достаточно своего решения. И вот уже собственность налогоплательщика переходит к государству.

Может быть обратимся за помощью к Основному закону страны. Вдруг мы что-нибудь упустили и уже не требуется судебное решение для лишения гражданина собственности? В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Конституции Кыргызской Республики: «Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества, и его изъятие помимо воли собственника допускается только по решению суда».

К счастью Конституция не изменилась и не позволяет изымать имущество без судебного решения! Но тогда возникает резонный вопрос — как могла появиться в Налоговом кодексе статья, противоречащая Конституции?

Чтобы не перегружать ваше внимание, мы без комментариев приведем еще несколько цитат из текста Налогового кодекса, противоречащих Конституции:

«Налоговый орган имеет право в бесспорном порядке взыскивать денежные средства налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя без их согласия на взыскание и направлять взысканные средства в счет уплаты суммы такой задолженности. (часть 1 статьи 74 НК КР)».

«Налоговый орган имеет право на основании предписания взыскать налоговую задолженность, признанную налогоплательщиком, за счет наличных денежных средств по акту о взыскании наличных денежных средств. (часть 5 статьи 74 НК КР)».

«В случае недостаточности или отсутствия денежных средств у налогоплательщика налоговый орган имеет право в пределах налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, взыскивать наличные денежные средства со счетов третьих лиц. (часть 6 статьи 74 НК КР)».

Мы обещали воздержаться от комментариев, однако сделать это невозможно. В соответствии с частью 6 статьи 74 Налогового кодекса, органы налоговой службы имеют право взыскивать задолженность налогоплательщика с третьего лица. Представьте, например, Ваш сосед имеет налоговую задолженность, но почему-то не погашает ее. Ну не хочет или кончились деньги. А у Вас есть деньги. Почему бы не взыскать задолженность соседа с Вас? Такая вот логика у налоговой службы! Вам она нравится? Мне нет.

Помимо изъятия имущества без судебного решения, действующая редакция Налогового кодекса предоставляет право налоговой службе запрещать контрагентам производить выплаты в адрес налогоплательщика, то есть напрямую вмешивается в вопросы экономики. Вот как звучит соответствующая норма:

«Налоговый орган имеет право направить третьему лицу налогоплательщика, в том числе дебитору, работодателю, банку либо другой организации, уведомление с требованием прекратить денежные выплаты в адрес или по поручению налогоплательщика, имеющего налоговую задолженность.

В случае неисполнения третьим лицом требования, указанного в уведомлении, до вынесения решения судом, с него взыскивается сумма, эквивалентная этой выплате, но не более суммы налоговой задолженности. (часть 2 статьи 75 НК КР)».

Используя статью 75 Налогового кодекса, налоговая служба может полностью уничтожить бизнес любого налогоплательщика. Как Вы думаете, не слишком ли большие полномочия даны налоговой службе? Никакой другой государственный орган Кыргызской Республики, включая само Правительство и Прокуратуру не имеет таких полномочий.

Та же 75 статья Налогового кодекса позволяет Налоговой службе требовать в судебном порядке исполнения налогового обязательства налогоплательщика с дебитора, банка либо другой организации. С формально юридической точки зрения, используя данную норму, Налоговая служба может взыскать налоговую задолженность налогоплательщика с любого другого налогоплательщика КР. Получается какая-то солидарная ответственность: один за всех и все за одного.

В заключении хотелось бы упомянуть о следующем. Безусловно, грамотный и бесстрашный налогоплательщик найдет способ противодействия органу налоговой службы, который попытается использовать все эти инструменты на практике. Плохо только то, что грамотных и бесстрашных у нас не так уж много. Да и неправильно это, когда один закон противоречит другому. В этой связи считаем необходимым продолжить работу над Налоговым кодексом, увязывая его с законодательством Кыргызской Республики и соблюдая баланс интересов между налогоплательщиками и налоговой службой.

Сергей САБКО

1 октября 2009 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:53 // Общество
ЗАЯВЛЕНИЕ Общенационального Конгресса
14:24 // Общество
Казнить нельзя помиловать?
13:53 // Экономика
Проблемные вопросы налогового администрирования
12:50 // Общество
Авантюрист Мун бьет в набат
12:38 // Спорт
Гол Аршавина помог «Арсеналу» одолеть «Олимпиакос»
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg